Имя (casus) wrote,
Имя
casus

Париж. Часть первая

В качестве моральной компенсации тем, кто остался неудовлетворён последним некрофилософским постом о Париже, подготовил два рассказа об этом городе, в которых постарался всячески избегать кладбищенской темы.




Писатель Ги де Мопассан часто обедал в ресторане на Эйфелевой башне, в единственном месте, откуда не было видно самой башни. Если бы Мопассан жил в XX-ом веке, то обедал бы на последнем этаже небоскрёба в районе Монпарнас.



После появления в черте города здания, которое занимает второе место в десятке самых уродливых сооружений мира, в центре вообще запретили строить небоскрёбы.



О чём вспоминает мало-мальски образованный человек, когда слышит слово «Париж»? Кроме Эйфелевой башни. Во-первых, вспоминает Собор Парижской Богоматери, он же – Нотр-Дам, на колокольне которого скакал горбатый и глухой Квазимодо. По внешнему виду собор значительно уступает многим строениям, той же красивейшей базилике Сакре-Кёр на Монмартре, но историческое значение его, безусловно, велико: здесь проходили королевские свадьбы, коронации и похороны. Поэтому Виктор Гюго и написал свой самый известный роман с целью привлечь внимание общественности к этому памятнику, который чуть было не снёс революционер Робеспьер, назвав собор «твердыней мракобесия».



Второй объект, который приходит в голову, это Триумфальная арка на площади Шарля-де-Голля (бывшая площадь Звезды), где теперь президент Франции каждый год принимает военные парады. Арку приказал построить амбициозный император Наполеон (ставить арки в память о сражениях придумали ещё римляне) в честь победы французской армии над русскими и австрияками. Строили сей монумент тридцать лет, на протяжении которых сам император успел помёрзнуть в России, растерять всю армию у Ватерлоо, отречься от престола и умереть в изгнании на острове Святой Елены. Его прах ввезли в город через ворота арки, посвящённой его триумфам, в 1840-ом году.



Следующий объект – Лувр. Как и Эрмитаж, это бывший королевский дворец, только в отличие от Эрмитажа, приспособленного под картинную галерею ввиду отсутствия монарших особ, Лувр превращён в музей по распоряжению последних французских королей, что, вероятно, и спасло его во время революции.



Экспозиция музея пополнялась благодаря конфискации имущества во время революции, а также за счёт частных коллекций, военных и археологических трофеев. Между прочим, Лувр – первый публичный музей.



Автор много слышал о Елисейских Полях и представлял себе зелёные луга, по которым прогуливались важные персоны. Однако Шанз-Элизе — всего лишь двухкилометровая улица со скверами, магазинами и автодорогой, по которой когда-то торжественно въезжали в город короли, императоры и их супруги.



Если немного подумать, можно вспомнить ещё и кабаре «Красная Мельница» (оно же «Мулен Руж»), открытое к началу Всемирной выставки, для которой Гюстав Эйфель построил свою башню. Расположено «Мулен Руж» на бульваре Клиши среди секс-шопов и стрип-клубов, что послужило рождению легенды о публичном доме, который якобы существовал на месте кабаре. На сегодняшний день снято шесть художественных фильмов под названием «Мулен Руж».



За «Красной мельницей» начинаются те самые маленькие улочки Монмартра, которые используются в качестве декораций для фильмов. Из-за этого большинство людей, ни разу не бывавших в Париже, ошибочно полагают, что весь Париж столь же уютен и прекрасен.



Местами это действительно так. Например, в люксембургском саду, разбитом вокруг загородного королевского дворца (на противоположном от Лувра берегу Сены),



А местами не совсем так.



А иногда и совсем.



Парижское метро казалось мне жуткой клоакой, в которой можно запросто лишиться кошелька и схлопотать по физиономии, как это произошло со Стивом Бушеми в коэновском эпизоде фильма «Париж, я тебя люблю». Однако вопреки моим представлениям парижский метрополитен оказался вполне безопасным и, главное, удобным средством передвижения: центр города вдоль и поперёк изрыт тоннелями, поэтому можно попасть откуда угодно и куда угодно за несколько минут. Куда бы вас не занесло, отыскать станцию метро труда не составит.



Некоторые станции имеют оригинальное оформление. К примеру, потолок одной из них расписан автографами исторических личностей. На стендах у лавочек даётся расшифровка.



Фонтан Стравинского, созданный Жаном Тенгли в соавторстве с его женой Ники де Сен-Фалль, о которых я упоминал, когда рассказывал о кладбище Монпарнаса. По словам авторов, сия идея была навеяна музыкой русского композитора.



Впрочем, лично мне понравился другой фонтан.



Фонтан в виде песчаного червя Аракиса из «Дюны» или монстра из «Дрожи земли». Кому что ближе.



Вода хлещет по утробе червя, который, извиваясь, ползёт между офисными зданиями.



Особое внимание стоит уделить деловому кварталу La Défense, что в переводе с французского означает «оборона».



Здесь я мечтал побывать с тех пор, как увидел по тв передачу о Большой арке, воздвигнутой датским архитектором Йоханом Отто фон Спрекельсеном на оконечности «исторической оси», которая начинается от Лувра, тянется через Елисейские поля и проходит под Триумфальной аркой.



В основании и колоннах арки находятся офисные помещения государственных и коммерческих организаций. На стеклянном лифте можно подняться в ресторан и на смотровую площадку. Поперёк арки натянуто специальное «облако» из дырявого тента, дабы уберечь посетителей от сильного ветра, скорость которого может достигать здесь десяти метров в секунду.



Строительство квартала было начато в середине прошлого века и продолжается до сих пор.



С виду и не скажешь, что большая часть зданий была построена пятьдесят лет назад.



Даже наоборот. Ощущаешь себя перенесённым машиной времени в далёкое-далёкое будущее.



Оглядываешься по сторонам в ожидании, когда из-за крыш вылетит такси с Брюсом Уиллисом.



Небоскрёбы из бетона и стекла отражаются друг в друге.



Для контраста покажем самый узкий дом Парижа.



Продолжение будет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments